Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит ВСН 15-95

Аннотация
НА УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ

ВСН 15-95
Москва - 1995Аннотация на устройство тротуаров из бетонных плит (взамен ВСН 26-76) разработана кандидатами технических наук В.М.Гольдиным, Л.В.Городецким, Р.И.Бега (НИИ Мосстрой) при участии Ю.И.Столярова, к.т.н. В.Д.Фельдмана (Мосстройлицензия).
Аннотация обобщает скопленный за период с 1976 по 1995 гг. опыт службы тротуаров на эксплуатируемых улицах.
Аннотация составлена с учетом нового ГОСТа на тротуарные плиты, разработанного НИИ Мосстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.
Аннотация согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, городским предприятием Мосинжстрой.

Департамент строительства (Мосстройкомитет)Ведомственные строй нормыВСН 15-95 Департамент строительства (Мосстройкомитет)
Аннотация на устройство тротуаровиз бетонных плитВзамен Технических указаний на устройство тротуаров из бетонных плит ВСН 26-76

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Реальная аннотация распространяется на устройство в летний и зимний периоды в г. Москве тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и площадок из бетонных плит, выпускаемых заводами МПХК Моспромстройматериалы и удовлетворяющих ГОСТ 17608-91.
1.2. Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 "Конструкции дорожных одежд для г. Москвы". Строительство тротуаров создают с учетом действующих норм.
1.3. Тротуары и пешеходные дорожки должны размещаться меж проезжей частью и застройкой; меж проезжей частью и газоном; меж газонами; в полосы пешеходного движения принята 0,75 м.
1.4. Приняты конструктивные элементы тротуаров: песочный подстилающий слой; основания из песка, песчано-цементной консистенции, щебня и бетона; покрытие из плит.

Внесены научно - исследовательским институтом столичного строительства (НИИ Мосстрой)Утверждены научно - техническим управлением Департамента строительства "15" мая 1995 г.Дата введения в действие "1" июля 1996 г.

Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает последующий этапы: копание и уплотнение корыта, установка бортового камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе и наполнение швов.

1.5. Покрытие тротуаров, садово-парковых дорожек и площадок производят из сборных квадратных (к), прямоугольных (п), шестиугольных (ш), фигурны бетонных плит и частей в мощения (ф) и частей декоративных дорожных (ЭДД). Виды, марки и размеры тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-91 представлены в табл. 1.1.
Из табл. 1.1. видно, что толщина плиты покрытия находится в зависимости от вида основания. Таблица 1.1: Виды, марки и размеры тротуарных плит

Тип плитыРазмеры плиты, ммТолщина плиты
Марка плитыабна щебеночных и бетонных основаниях Ана песочных и стабилизированных основаниях Бв местах заезда томного транспорта на тротуар
123456
Квадратные плиты
1К.5, 1К.б, 1К.8200-506080
2К.5, 2К.б, 2К.10250-5060100
3К.5, 3К.6, 3К.10300-5060100
4К.5, 4К.7, 4К.10375-5070100
5К.5, 5К.7, 5К.10400-5070100
6К.5, 6К.7, 6К.10500-5070100
7К.6, 7К.8, 7К.10750-6080100
8К.8, 8К.101000-80100100
Прямоугольные плиты
1П.5, 1П.6, 1П.103752505060100
2П.5, 2П.7, 2П.105002505070100
3П.5, 3П.7, 3П.105003755070100
4П.6, 4П.7, 4П.107503756070100
5П.6, 5П.7, 5П.107505006070100
6П.8, 6П.1010005008080100
Шестиугольные плиты
1Ш.5, 1Ш.6, 1Ш.102504325060100
2Ш.6, 2Ш.7, 2Ш.103756485070100
3Ш.6, 3Ш.8, 3Ш.105008656080100

Примечание. По этому же ГОСТу индустрия делает фигурные плиты и элементы мощения - (ф) и элементы декоративные дорожные - (ЭДД).
2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ, УСТАНОВКА БОРТОВЫХ Камешков2.1. Основания под покрытие из бетонных плит устраивают из песка, песчано-цементной консистенции, щебня и бетона.
2.2. Работы по отсыпке и уплотнению земельного полотна, прокладке подземных сетей, устройству дренажей и засыпке траншей делают до начала работ по устройству оснований.
2.3. Земляное полотно планируют бульдозерами, автогрейдерами и уплотняют катками, применяемыми на строительстве внутреквартальных дорог. Для планировки используют бульдозеры ДЗ-18 (Д-535А), ДЗ-4 (Д-493А) и автогрейдеры ДЗ-40 (Д-144), ДЗ-40А (Д-598А), ДЗ-51. Для уплотнения употребляют катки на пневмошина ДУ-30 (Д-635), ДУ-31 (Д-627), вибрационные катки ДУ-10 (Д-455), ДУ-10А, ДУ-14 (Д-480), катки статического деяния с гладкими вальцами ДУ-1 (Д-211В), ДУ-11А (Д-569А) и др. Тип катка выбирают зависимо от группы грунта земельного полотна и ширины тротуара либо пешеходной дорожки.
2.4. Плотность гунта земельного полотна, включая засыпку котлованов и траншей, должна быть более 0,98.
2.5. К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земельного полотна. Во время приемки нужно проверить: соответствие отметок профилей (с точностью до 10 мм); степень уплотнения грунта (через 25 м в 2-ух точках по поперечному сечению). Песок для подстилающего слоя обязан иметь коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии более 3 м/день.
2.6. Разравнивание песка создают методом "от себя" бульдозерами и автогрейдерами, а на узеньких тротуарах и пешеходных дорожках - автопогрузчиками с навесным оборудованием. Толщина слоя рыхловатого песка должна превосходить проектную с учетом коэффициента разрыхления 1,1.
2.7. Песочный подстилающий слой уплотняют в увлажненном состоянии катками, используемыми при уплотнении земельного полотна (см. п.2.3.) Коэффициент уплотнения песочного подстилающего слоя должен быть более 0,98.
2.8. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью +- 5мм. Движение транспорта по готовому подстилающему слою запрещено.
2.9. Для предотвращению смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2%-ным веществом хлористого кальция (СаСl2). Надобное количество хлористого кальция на 1 кв.м поверхности подстилающего слоя при объемном весе песка 1700 кг/куб.м приведено в табл. 2.1. Таблица 2.1: Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя
Содержание безводного СаСL2 в 1 л раств. %Глубина пропитки, смКоличество СаСL2, кг/кв.м
2155
23010

2.10. Устройство подстилающего слоя следует создавать с учетом заверения уплотнения песка до начала его смерзания.
2.11. Бортовые камешки, отделяющие проезжую часть от тротуаров, изготавливают из гранита, бетона либо железобетона и устанавливают на бетонное основание.
2.12. Для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бортовые камешки размером 1000 х 200 х 80 мм (БР 100.20.8).
2.13. Бетонные бортовые камешки БР 100.20.8 устанавливают вручную на бетонное основание шириной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песочный подстилающий слой.
2.14. Ширина шва меж бортовыми камнями не должна превосходить 5 мм. Наполнение швов создают цементным веществом состава 1:4, после этого расшивают веществом состава 1:2.
2.15. В случае устройства основания из песчано-цементной консистенции нижняя его часть шириной 7 см производится из песчано-цементного раствора, а верхняя шириной 3 см - из сухой консистенции.
Песчано-цементный раствор используют марки не ниже 50 и изготавливают его в промышленных критериях. Приблизительный состав на 1 куб.м раствора марки 50: цемент марки 400 - 155 кг, воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухую песчано-цементную смесь приготовляют так же, но без прибавления воды при естественной влажности песка 5-6%.
2.16. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в промышленных критериях на нагретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре внешнего воздуха не ниже -15?С, не допуская разрыва во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой консистенции.
2.17. Уплотнение песчано-цементного раствора делается виброрейками и виброплощадками.
2.18. Основания из щебня устраивают с помощью щебнеукладчиков, при площади тротуара наименее 1000 кв.м щебень можно разравнивать автогрейдером либо бульдозером методом "от себя".
2.19. Щебеночные консистенции хорошей влажности (4-6% по массе, марки по дробимости в цилиндре не ниже 400) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают в приемный бункер щебнеукладчика либо на приготовленное земляное полотно.
Смесь укладывается в дорогу не позднее 3-х часов после доставки на место работ. Уплотнение консистенции создают самоходными катками статического деяния весом 5-10 т либо вибрационными - весом 1,5 - 3,5 т. Проверка плотности основания из щебня делается томным катком, после прохода которого основание не обязано иметь приметных деформаций.
2.20. При устройстве основания из тощего бетона используют марку бетона М100. Приблизительный расход материалов на 1 куб.м бетонной консистенции составляет: цемент марки 400-90-100 кг, щебень фр. до 40 мм - 1440-1400 кг, песок - 650-600 кг, вода - 120-130 кг. Раскладка тощего бетона осуществляется бетоно-укладочными машинами, щебнеукладчиком. Уплотнение создают 5-тонными моторными катками 8-10 проходами по одному следу.
2.21. Для устройства бетонного основания используют бетон марки 100. Устройство бетонного основания делается по спланированному и уплотненному песочному подстилающему слою бетоноукладочными машинами либо экскаватором Э-153 с навесным оборудованием. В последнем случае уплотнение консистенции делается виброрейкой либо площадочным вибратором. Через каждые 30-40 м в основании устраивают температурные швы шириной 20 мм.
2.22. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал - битумная смесь - из расчета 0,7 кг/кв.м.
2.23. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре внешнего воздуха до -15?С. Укладку бетонной консистенции следует создавать на приготовленный до пришествия морозов песочный подстилающий слой.
3. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЯ3.1. Плиты доставляют на объект автотранспортом в особых контейнерах. Погрузочно-разгрузочные работы и установка покрытия из плит с размером сторон 100 см создают с помощью подвесного оборудования конструкции СУ-32 Треста строительства набережных к 3-5-тонному автокрану либо автопогрузчику (рис.3.1.).
Плиты с размером сторон до 50 см можно укладывать в покрытия особым вакуум-захватом конструкции ГДС-1 (рис. 3.2.) либо вручную.
3.2. Раскладка плит может осуществляться по разным схемам (рис. 3.3.).
3.3. Укладку плит следует создавать поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть разбиты и закреплены на основании две ограничивающие полосы, от одной из которых начинается укладка плит (рис. 3.4.),
3.4. Выравнивание граней плит создают по натянутой проволоке либо шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда.
3.5. Ширина шва меж смежными плитами с размером сторон 100 см должна быть в границах 8-12 мм и с размером стороны до 50 см - в границах 5-8 мм. Швы заполняют песчано-цементной консистенцией в соотношении 3:1.
3.6. При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно прирастить до 50 мм. В данном случае шов заполняется гумусом либо растительными грунтом и засеивается травкой. Для обеспечения требуемой ширины швов меж плитами используют особые шаблоны.
3.7. При укладке плит с размером стороны 100 см выравнивание их создают с помощью такелажных багров после того, как нижняя плоскость плиты опущена краном на 2-3 см ниже верхней плоскости уложенных смежных плит. Какие-либо перекосы плиты недопустимы. При употреблении ломов обламывание кромок плит должно исключаться.
3.8. Выравнивание уложенных плит производят легким постукиванием древесными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превосходить 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка либо песчано-цементной консистенции срезают ручным шаблоном.
3.9. Фигурные плиты и элементы мощения укладывают, приемущественно, плитоукладчиками российского либо забугорного производства. На рис. 3.5. показана укладка покрытия с помощью плитоукладчика. На рис. 3.6. приведены схемы раскладки фигурных частей.
3.10. При устройстве покрытий в зимнее время целенаправлено заблаговременно, до пришествия устойчивых заморозков, приготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие. Укладка разглаживающего слоя на приготовленное основание делается конкретно перед монтажом.
3.11. При укладке плит не бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть кропотливо очищена от грязищи, снега и льда и потом прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его разливом раствора СаСL2 в количестве 1 л/кв.м. Чистку и прогрев бетонного основания можно создавать асфальторазогревателем либо с помощью установки, используемой для устройства кровель с наплавляемым рубероидом, также нагретым до температуры 180-200?С жарким песком, который укладывают шириной слоя 5-7 см, с следующим его удалением.
3.12. По очищенному и нагретому бетонному основанию укладывают нагретый цементно-песчаный раствор шириной до 20 мм, температура которого не должна превосходить 35?С.
3.13. Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Приготовленные участки выравнивающегося слоя укрываются передвижными навесами, брезентом либо солноменными матами. Создавать укладку плит при температуре ниже -15?С не рекомендуется.
3.14. Заделку швов рекомендуется создавать только весной. В случае необходимости наполнения швов зимой следует за ранее подогреть места сопряжений плит и заполнить их нагретой до 35?С песчано-цементной консистенцией.


4. ПРИЕМКА РАБОТ4.1. Тротуары должны быть выполнены в согласовании с проектом, СНиПом и другими действующими нормативно-теническими документами.
4.2. При приемке тротуаров должны быть испытаны:
а) соответствие утвержденному проекту конструкции основания подстилающего слоя, дренажных устройств и водоотвода. Проверка ведется по актам на "сокрытые" работы, журнальчикам производства работ и лабораторным данным;
б) соответствие ширины тротуара проектному размеру;
в) продольный и поперечный профили покрытия и их соответствие проекту (проверяется контрольным нивелированием);
г) ровность поверхности покрытия, которая производится методом контрольных замеров 3-метровой рейкой более чем через 20 м; просветы под рейкой не должны превосходить 3 мм.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ5.1. Техника безопасности на строй объектах должна соблюдаться в согласовании с требованиями СНиП Ш-4-80* "Техника безопасности в строительстве". Ответственность на состояние техники безопасности и промышленной санитарии возлагается на начальников и основных инженеров специализированных управлений и трестов.
5.2. Санитарно-бытовые помещения на объектах должны быть оборудованы в согласовании с гигиеническими требованиями Министерства здравоохранения Рф.
5.3. К работам допускаются лица не молодее 18 лет, прошедшие мед осмотр, обученные по утвержденной программке неопасным способам работы и проинструктированные конкретно на рабочем месте. Проверка познаний делается раз в год комиссией, после этого рабочим выдаются удостоверения.
5.4. За соблюдением правил техники безопасности при строительстве несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.
5.5. Проверка познаний по технике безопасности инженерно-технических работников должна выполняться раз в год. При неудовлетворительных познаниях управляющий трестом должен не допускать инженерно-технический персонал к управлению работами.
5.6. Рабочие должны быть обеспечены специальной одежкой и исправным ручным инвентарем в согласовании с действующими нормами.
5.7. При производстве работ в зимнее время для подогрева рабочих инсталлируются повторяющиеся перерывы длительностью 10 мин при температуре -20? и -30? и полное прекращение работ при температуре ниже -30?С.
5.8. Рабочую зону нужно оградить. С пришествием мглы в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красноватого цвета. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5-3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5-10 м.
5.9. Лица, занятые изготовлением и нанесением на основание пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках.
Воспрещается курить и воспользоваться открытым огнем при работе с пленкообразующими материалами, содержащими огнеопасными вещества.
5.10. Ответственность за исправность машин и устройств, применяемых на строительстве, несет начальник участка Управления механизации.
5.11. Категорически воспрещается лицам, не имеющим специального удостоверения, управлять механизмами либо чинить их.
6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРОТУАРОВ6.1. Работы, связанные с поддержанием в исправном состоянии покрытий тротуаров, разделяются на последующие основания виды:

6.2. Содержание тротуаров включает работы по постоянному уходу за ними в целях поддержания в соответствующем порядке и чистоте в течение всего года для обеспечения обычных критерий передвижения пешеходов.
6.3. Текущий ремонт проводится каждые 3 года и включает работы по устранению отдельных маленьких деформаций, масляных пятен, трещинок и разрушений плит.
6.4. Масляные пятна, показавшиеся на поверхности плит, удаляются с помощью адсорбционных порошков либо сухого цемента, обезжиривающих средств, которые употребляют для очистки машин, также бытовых моющих средств.
Пятна от масляных красок убирают с помощью абразивного порошка и воды. Применение растворителей нецелесообразно, потому что раствор краски еще поглубже просачивается в поры бетона. Аэрозольные краски, нанесенные на плиты способом пульверизации, убирают с помощью ацетона.
Битум с бетонных плит убирают механическими средствами либо вручную, потом на оставшееся пятно наносят смесь бензина с маслом и покрывают ремонтируемый участок полиэтиленовой пленкой для уменьшения испарения бензина.
6.5. Трещинкы избавляют методом заливки их эпоксидными, полимерными и коллоидно-цементными клеями.
6.6. Трещинкы в бетонных плитах перед склеиванием должны быть очищены от грязищи и пыли, а в случае наполнения коллоидно-цементным клеем склеиваемые поверхности следует увлажнить.
6.7. Эпоксидный клей приготавливают из эпоксидки (ЭД-5), наполнителя (песок), пластификатора (лак кукорсоль) и отвердителя (бензосульфокислота и полиэтилен-полиамин - БСК) в соотношении 10:11:3:4,5. Эпоксидный клей приведенного состава должен быть применен в течение 35 мин после изготовления.
6.8. В состав полимерцементного клея заходит портландцемент марки 400, песок формовочный, песок строительный, вода, фуриловый спирт, солянокислый анилин, хлористый кальций в согласовании 4,85:1,76:1,32:2,15:0,4:0,06:0,66.
6.9. Наполнение трещинок цементным коллоидным клеем может выполняться вручную либо с помощью устройства типа вибропистолета и пневмобачка емкостью 20 л.. Снутри пневмобачка должна быть встроена вибробулава, служащая для уменьшения вязкости клея при подаче его в вибропистолет в повторяющейся активации клея при хранении.
6.10. Изготовление сухой консистенции и коллоидного цементного клея из нее делается согласно "Временным указаниям на изготовление коллоидного цементного клея" (ВСН 8-66).
Клей приготовляется конкретно перед употреблением путей затворения сухой консистенции водой. При применении вибропистолета водовяжущее отношение клея должно составлять 0,25-0,28; в случае наполнения трещинок вручную - 0,3-0,35.
6.11. Наполнение трещинок цементным коллоидным клеем должно быть выполнено в течение менее 2-ух часов с момента его изготовления. Температура клея, при которой делается наполнение трещинок, должна быть не ниже 5?С.
6.12. При текущем ремонте в случае необходимости сглаживают основание. Разрушенные плиты убирают и подменяют новыми, которые укладывают на цементный раствор либо сухую цементно-песчаную смесь.
Все швы меж плитами прочищают сжатым воздухом от компрессора и заливают цементным веществом состава 1:3 на полную высоту шва.
6.13. Полный ремонт предугадывает полную либо частичную смену конструктивных частей тротуара: покрытия, основания, подстилающего слоя. Земляное полотно должно быть дополнительно уплотнено до коэффициента более 0,98.
6.14. Устройство конструктивных частей тротуаров делается при полном ремонте так же, как и при строительстве в согласовании с указаниями разделов 2 и 3.
7. Перечень ЛИТЕРАТУРЫ1. ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные".
2. ГОСТ 6665-91 "Камешки бортовые бетонные и железобетонные.Технические условия"
3. СНиП 3-4 -80 "Техника безопасности в строительстве"
4. Альбом СП 6101-85 "Конструкция дорожных одежд для г. Москвы" Мосниипроект НИИМосстрой.
5. Советы по строительству городских дорог в зимнее время. 1991г. НИИМосстрой.
6. Аннотация по строительству полносборных городских дорог (ВСН 1-94). Главмосинжстрой.
7. Нормаль на конструкцию тротуаров и отмосток. 1976г. Главмосстрой.
8. Технические указания на устройство тротуаров из бетонных плит (ВСН 26-76). Главмосстрой.
9. Тимофеев А.А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров .1986г. Стройиздат.
10. Гольдин В.М. Бега Р.И. Сборные покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, 1973 , ЦБНТИ Мосжилкомхоз РСФСР.

Новогоднее украшение оконное «Ёлочка» 30х38 см

Украшение на окно «Ёлочка» поможет сделать атмосферу зимней сказки и торжественное настроение. Стремительно и просто наклеивается. Может располагаться не только лишь на окне, но также на зеркале, стекле витрины либо на другой ровненькой и гладкой поверхности. Украшение сделано из мультикомпонентного материала, не создано для использования на улице. Размер наклейки — 30 × 38 см.